Антиквариат как объект инвестирования. Часть 5

Антиквариат как объект инвестирования

Антиквариат как объект инвестирования

Инвестиции в искусство. Первые шаги на рынке антиквариата

Если года два назад воображение ещё не рисовало такого мощного развития рынка антиквариата в России, то сегодня приобретение произведений искусства — дань моде. При высокой доходности инвестиций в антиквариат данный рынок не отличает информационная прозрачность — отсутствие достоверных формул и гарфиков, множество нюансов нередко вынуждают инвестора полагаться на интуицию в принятии решений. Это одна из причин, отпугивающих новичка. Кроме этого, тормозит решение о вхождении на антикварный рынок отсутствие необходимых знаний о предмете, а также те мифы, которые сформированы в умах большинства интересующихся произведениями искусства с коммерческой точки зрения.

Мифы антикварного рынка

• Миф первый — для вхождения на антикварный рынок нужно быть искусствоведом. В реальности люди с таким образованием крайне редки среди коллекционеров-инвесторов. Последние, как правило, являются крупными или средними бизнесменами, сформировавшими свои знания о предмете посредством самообразования — посещения выставок, общения с профессионалами, изучения каталогов, цен, спроса на произведения.

• Миф второй — распространённое убеждение о том, что рынок буквально заполонили фальшивки. Это не так, хотя подделок и в самом деле немало. Поэтому новичку лучше не связываться на первых порах с теми направлениями, где велика вероятнсть на них попасть. К примеру, с русским авангардом первой трети 20 века, с находящимися в начальном диапазоне цен произведениями некоторых известных шестидесятников. Следует отметить, что мошенники пользуются фактом отсутствия рентабельности проведения тщательной проверки подлинности предметов начального ценового диапазона. Полноценная экспертиза дорогостоящих произведений — дело другое, и её необходимость сомнению не подлежит. К сожалению, в России слабо развит соответствующий институт, к тому же имели место скандальные случаи, связанные с «заказными» экспертными заключениями.

• Миф третий — убеждение, что множество сопроводительных документов на различных бланках гарантирует подлинность произведения. Не стоит слепо доверять этим бумагам, нужно полагаться на своё чутьё, а также на мнение авторитетного эксперта. Как правило, галереи оказывают содействие в обращении к последнему. В данное время на рынке есть понятие репутации экспертизы, означающее, что практически для любого направления или автора есть по меньшей мере один признанный эксперт, чьё мнение позволяет однозначно судить о подлинности произведения, и наоборот. Миф четвёртый — всё, что приобретено на аукционе, безусловно подлинное. В реальности человек с опытом способен «на глаз» определить несколько «ошибочно атрибутированных произведений», просматривая аукционный каталог. Если же приобретённая вещь уже прибыла в Россию, и её подлинность вызывает сомнения, вам придётся самостоятельно и за свой счёт собирать доказательства поддельности, а также соблюсти массу обременительных формальностей при возврате покупки аукционному дому. Таким образом, лучше отказаться от покупки вещи, в подлинности которой возникли сомнения.

Выбор направления для инвестирования. Антикварная живопись или графика?

Избавившись от мифов и приняв решение инвестировать в антиквариат, делаем следующий шаг — выбираем направление. Для новичка, располагающего сравнительно небольшим капиталом, имеет смысл обратить внимание на графику. При этом следует учесть, что цены на графические работы шестидесятников в пределах 500-1000 долларов были актаульны четыре года назад, а сегодня для вложения в графику желательно иметь в распоряжении 5-15 тысяч долларов. При том, что в целом графика уступает живописи по темпам роста цен (90% для живописи и 70% для графики), в случае конкретного автора может иметь место противоположное.

Теги:,