Инвестиции в арт-рынок. Часть 1

Инвестиционная привлекательность арт-рынка

Под арт-рынком, связанным с куплей и продажей предметов искусства, понимают область экономики, вкладывать деньги в которую следует на основе предварительных расчетов и прогнозов. Согласно экономической терминологии, художник выступает здесь в качестве эмитента (создателя денежного эквивалента), торговля приравнивается к эмиссии, то есть введению этого эквивалента в обращение, а предмет искусства расценивается как акция. Вкладывать средства в искусство и коллекционировать – это разные вещи. Если коллекционер удовлетворяет свою эстетическую потребность, попутно сохраняя свои деньги в надежной материальной форме, то инвестор задается целью не только обезопасить свой денежный фонд, но и увеличить его.

Рассмотрим причины того, почему предметы искусства считаются хорошей инвестицией.

1. Денежная концентрация и высокий доход

За год через арт-рынок проходит 25-30 миллиардов долларов, согласно расчетам экспертов. Прирост цен на перепроданные работы элитных художников c 50-х годов ХХ века до начала нулевых составляет 400%.

Прирост цен на перепроданные работы элитных художников c 50-х годов ХХ века до начала нулевых составляет 400%.

Инвестиции в арт-рынок. Часть 2

Эти результаты получены на основе статистики проверенных баз банных. Таким образом, цена на произведения искусства постоянно повышается. Причем таких высоких цифр не может показать никакой другой вид вложений. Главный довод в пользу вложения средств в искусство – это то, что постепенный физический износ вещи не снижает ее стоимости и значимости, чего нельзя сказать о других видах товаров. Произведение искусства – это уникальный и неповторимый предмет (хотя и иных случаях не исключено существование копий), что делает его выгодным объектом для финансовых вложений. Цена на картины общепризнанных художников не падает, а лишь растет с течением времени, порой достигая значительных высот. Такая ценовая политика обусловлена художественной оригинальностью вещи и уменьшением количества подобных вещей с течением времени. Поэтому инвестиции в искусство считаются самыми прибыльными. Как говорил Марк Твен, нужно покупать землю, ведь ее больше не производят. То же самое касается и картин знаковых художников.

2. Независимость от состояния экономики

Вкладывая деньги в искусство, можно не опасаться инфляции. Связь между арт-рынком и остальными финансовыми активами практически отсутствует, согласно оценкам экспертов. Исходя из экономических расчетов, именно вложения в искусство должны составлять большую часть инвестиций. Диверсификация активов и минимизация рисков означают количественно продуманное вложение денежных средств в потенциально выгодные активы. Обычно это финансовые активы, акции и облигации, недвижимость, золото и драгоценности. Однако, если подвергнуть анализу предпочтения наиболее авторитетных коллекционеров, то выяснится, что успешные бизнесмены вкладывают свой капитал именно в искусство.

просмотреть список


1. Х. и Б. Арно, предметы роскоши (Париж)
2. Д. и Л. Блэк, банковские инвестиции (Нью-Йорк)
3. Э. и Э. Брод, финансовые услуги (Лос-Анджелес)
4. С. Коэн, хэдж-фонды (Коннектикут)
5. Д. Линдеман, инвестиции (Нью-Йорк)
6. В. и К. Логан, банковские инвестиции (Колорадо)
7. Д. Льюис, финансовые услуги (Лондон)
8. Ф. Пино, предметы роскоши (Париж)
9. Ч. Саатчи, реклама (Лондон)
10. А. Сендер, финансовые услуги (Нью-Йорк)
11. Э. и С. Уинн, казино (Невада)
12. Х. и Ч. Шваб, биржевые операции (Калифорния)

Выясняется, что даже профессиональные финансисты и инвесторы видят смысл в том, чтобы стать активным участником арт-рынка и вкладывать капитал в произведения искусства. Даже в период социальной нестабильности (военные конфликты, спад экономики) антиквариат считается одним из самых верных способов уберечь свои сбережения. Разумеется, во время затяжных общественных беспорядков спрос на предметы искусства неизбежно падает, потому что постоянная клиентура начинает испытывать денежные затруднения. Однако произведения искусства остаются надежной инвестицией. Профессоры Нью-Йоркского университета Д. Меем и М. Мозес провели анализ перепродаж и стартовых цен на предметы искусства в период с 1875 до 2000 года. Этот временной отрезок включал в себя четыре войны и двадцать семь периодов упадка производства. Был сделан вывод, что общественно-экономические проблемы благоприятствуют заинтересованности в предметах искусства и повышению их стоимости. Например, после того, как в середине осени 1987 г. случился обвал фондового рынка, индекс Доу Джонса приходил в норму больше года. В то время финансисты продавали свои акции на бирже и покупали на них ценные картины. В конце осени того же года полотно Ван Гога «Ирисы» ушло за баснословную для этого периода стоимость – почти 54 миллиона долларов. Через год картины импрессионистов и художников нового времени были проданы на нью-йоркских аукционах Кристис и Сотбис на сумму 433 миллиона долларов, установив мировой рекорд.

По материалам artandyou.ru

Теги:, ,