Инвестиции в искусство и антиквариат. Часть 3

s3Особенности вложений в современную и антикварную живопись

По вопросу размера полотна большинство выскажет мнение, что цена прямо пропорциональна габаритам. Между тем, это верно лишь до определённого предела, а в целом не соответствует действительности. На рынке искусства и антиквариата существует понятие «коммерческий размер». В цифрах это может быть выражено как 50Х70, или 70Х90. Для живописи приемлемы размеры, равные или чуть большие метра. Для слишком большого (значительно больше метра) холста не всегда найдётся место на стене комнаты квартиры или частного дома, каким бы гениальным произведение ни было (в этом случае ему место в музее). С другой стороны, слишком маленький размер картины — тоже минус в коммерческом плане. То есть, сильные отклонения от коммерческого размера в любую стороно сказывается на стоимости полотна негативно, снижает ликвидность и замедляет перепродажу. И здесь, как из любого обобщённого правила, есть свои исключения. Это и миниатюрные картины, так называемые «малые голландцы», и огромная абстракция кисти Джексона Поллока «Номер 5» выстотой 2 м 40 см, проданная частному лицу за 140 миллионов долларов.

Собственная оценка антиквариата: сколько стоит картина?

Определившись с критериями цели инвестирования, попробуем сформировать собственное мнение по вопросу стоимости конкретного произведения (будь то современное искусство или антиквариат). Помимо обращения к профессионалу, вы можете исследовать тему самостоятельно, например изучив архивы продаж аукционных домов. Такие данные можно получить как с помощью бесплатных интернет-ресурсов, так и платных баз данных, где представлено больше информации. Хотя по некоторым русским художникам (к примеру, послевоенным) записей там может не быть вовсе. Конечно, найти данные по картине, похожей на выбранную вами, тем более проданной в последних течение 2-3 лет, карйне сложно, но есть шанс отыскать более-менее подходящий ориентир.

Допустим, вы нашли данные по схожей продаже — недавно проведённые торги, предмет обладает рядом сходств с вашим. Однако найденную цифру не стоит навязывать при ведении переговоров с галереями как объективно рыночную. Аукционная цена должна служить лишь ориентиром, в то время как она может быть как чересчур заниженной, так и неоправданно завышенной. Галереи реагируют на состояние рынка антиквариата и искусства более чутко — при быстром темпе роста цен на картины конкретного художника они могут заблаговременно завысить цену, допустим, на 30%, а в противоположной ситуации — упреждающе занизить. При продаже произведений данного художника на аукционных торгах по ценам, втрое большим эстимейтов, не ждите такого же скачка галерейных цен. Они могут подняться, но не в 3 а в 1,5 раза.

Не забывайте, что приобретая произведение искусства в галерее, вы в большинстве случаев переплачиваете, но практика показывает, что правильно выбранное полотно в течении 1-2 лет эту переплату «переварит» и начнёт приносить вам прибыль. Это общее эмпирическое правило. При этом есть примеры особо удачно сложившихся обстоятельств, когда после состоявшихся торгов владельцы картин удачно «проданных» авторов становились в 1,5 раза богаче. Ещё одно эмпирическое правило гласит, что цены на шедевры растут быстрее рынка в целом, и их рост непредсказуем. Делаем выводы: покупать выдающиеся произведения, а также качественные новаторские работы художников, считающихся ликвидными и перспективными, выгодно. Даже если приобретение было сделано с немалой переплатой.
Нередко вещи на аукционах продаются по ценам, многократно превышающим эстимейт.

Теги:, ,