Инвестиции в искусство и антиквариат. Часть 5

s5Современное искусство против антиквариата

Ответим на насущный вопрос — почему цены на произведения некоторых современных авторов, модных и актуальных, достигают цен уровня антиквариата? Дело в том, что современное искусство привлекает коллекционеров своим созвучием с днём сегодняшним, с его чаяниями, философией, темпом жизни, ценностными ориентирами. Владельцы произведений современного искусства, с присущей полотнам экспрессией, вызовом, эмоциональной яркостью и даже агрессией, имеют возможность удивлять окружающих, а также пообщаться с автором (чего в случае антиквариата невозможно) — и это при отсутствии опасений купить подделку. К примеру, приобретение в 80-х годах прошлого века полотен Жана-Мишеля Баскии или в 90-х Дэмьена Херста можно считать удачным вложением. Однако, при довольно высоком уровне неопределённости считать покупку произведений современных художников инвестированием не вполне правильно. Ведь неизвестно, будут ли актуальные художники наших дней востребованы лет через 20.

Русское или зарубежное искусство и антиквариат — что выбрать?

Делая выбор между отечественным и зарубежным искусством, учтите следующее.
1. Традиционно высокий уровень русской художественной школы.
2. Многие поколения наших соотечественников выросли с впитанной со школьных лет любовью к русскому искусству — посещения музеев, репродукции картин в популярных журналах, тематические передачи на ТВ, литература.
3. Русским людям более близко русское искусство — с точки зрения восприятия, сюжетов, атмосферы.
4. Экспертов по отечественному искусству в нашей стране больше, нежели по зарубежному.
5. Большая часть российских коллекционеров антиквариата собирает работы отечественных художников из экономических соображений — их можно более быстро и выгодно перепродать, а также их стоимость ниже зарубежных при сопоставимом качестве.

Перечисленные факторы обусловливают удобство инвестирования в русское искусство и антиквариат. При этом необязательно отказываться от зарубежного — тех же импрессионистов, например. Продавать такие произведения, вероятно, проще за рубежом, там более развита инфраструктура рынка, и коллекционеров больше, чем в нашей стране. Что касается России, здесь в настоящее время растёт спрос на произведения зарубежных художников с мировыми именами — Модильяни, Пикассо, Ренуара и других, а также признанных современных авторов.
Выбирая направление, цель, автора, помните, что за вас этот выбор не сделает никто. Решение о покупке принимать в итоге вам, а не консультанту галереи. Его функции — помочь вам в подборе произведения под ваши запросы, проследить за её состоянием, заработать комиссионные, через 1-2 года снова продать её и вновь заработать на продаже. Поэтому приходить в галерею с предложением «вложиться в расчёте на прибыль 50-100% в год» не стоит. Это не банк и не инвестиционный фонд, а вы — не денежный мешок при консультанте, принимающем за вас решения. Галереи если и испытывают дефицит, то не в денежных средствах, а в качественных произедениях.

Так что учитесь разбираться сами — спрашивайте, читайте, ходите на выставки и в музеи — и делайте выбор. Большая часть сделок в нашей стране проходит через галереи. То есть вам будет полезно посещение галерей по выбранному вами направлению. Оценивая их уровень, учитывайте не только антураж, но и, в первую очередь, интеллектуальную составляющую — проведённые выставки, выпускаемые монографии и каталоги, полученные профессиональные награды. Изучайте экспозиции, сравнивайте цены, общайтесь с консультантами. И покупайте. Так вы наработаете собственную репутацию, что впоследствии даст возможность нужным произведениям «находить» вас как коллекционера антиквариата и/или искусства.

Теги:, ,