История русской портретной живописи. Русский портрет XVIII века — продолжение

Русский портрет XVIII века

Русский портрет XVIII века

Камерный портрет

Особенностью портретной живописи 18 века было распространение камерного портрета. Его популярность объяснялась просто:  в дворянских усадьбах стало очень модно создавать фамильные портретные галереи. В  работе над камерным портретом у художника было гораздо больше возможностей для правдивого раскрытия внутреннего мира и характера модели. Тем более, что идеи Руссо о ценности и неповторимости каждой человеческой личности получили широкое распространение среди образованных людей России, отстаивавших идеи французского просветители о ценности личности вне зависимости от её сословной принадлежности. Эти идеи были стимулом для создания великолепных образцов старинной живописи. Именно в 18 веке жили и творили такие талантливейшие художники, как С. Рокотов, М. Шибанов, В. Боровиковский, И. Аргунов, Д. Левицкий, А. Антропов.

Лирический портрет

18 век был временем появления лирического портрета, основоположник этого направления в портретом жанре – В.Л. Боровиковский. Его старинная живопись и сейчас поражает уровнем живописного мастерства, музыкальной гармонией красок и линий. Боровиковского заслуженно считали непревзойденным певцом женской прелести и красоты. Он удивительно тонко мог передать мир чувств своих моделей. Всмотримся, например, в портрет Елены Александровны Нарышкиной, она была женой сына А.В.Суворова и славилась необыкновенной красотой. Елена Александровна изображена на портрете в возрасте 14 лет. Легкий наклон головы, мягкая полуулыбка на губах, изящная кисть руки – все полно удивительной грацией и обаянием юности. Перед ней на  столе две розы в вазе: одна полураспустившаяся, другая – еще в бутоне, цветы играют роль символа красоты и молодости. Девушка на портрете, словно бы замерла в ожидании покрытого тайной, но прекрасного   будущего.

Русский портрет XVIII века на рынке антиквариата

Согласитесь, большая удача, иметь в своей коллекции антикварную живопись такого уровня. Но, портреты художников 18 века хранятся преимущественно в музеях и являются большой редкостью на рынке антиквариата.  Тем более, что многие  старинные картины пострадали в годы Великой Отечественной войны. Российский антикварный салон в 2012 году порадовал поклонников живописи восемнадцатого века замечательной специальной экспозицией: «Живописный и акварельный портрет в России XVIII – первой половины XIX века. Из собрания В. Н. Набокова-Алексеева»  По словам куратора этой выставки, в частных коллекциях наиболее известные работы ведущих мастеров живописи 18 века фактически не встречаются. Но в истории русского искусства остались имена провинциальных  художников, работавших в жанре камерного портрета. Их произведения также могли бы служить украшением частной коллекции живописи. Выставка в антикварном салоне предложила вниманию посетителей и такие  старинные картины. Украшением выставки  была демонстрация парадного портрета графа Кушелева кисти Д.Г. Левицкого. Этот портрет последний раз выставлялся для публики в далеком 1922 году.

Ну а что же международный антикварный рынок? Насколько высоко там ценится русская портретная живопись 18 века? По мнению известного эксперта и коллекционера театрально-декорационного искусства Н. Лобанова-Ростовского высокая цена русской старинной живописи обусловлена и художественным мастерством художников, и редкостью появления её на рынке антиквариата.

История русской портретной живописи. Русский портрет XVIII века (начало)

Теги:, , , ,