История русской портретной живописи. Русский портрет XVIII века

История русской портретной живописи. Русский портрет XVIII века
Русский портрет XVIII века

Русский портрет XVIII века

Старинные картины XVIII века. Русский портрет

Жанр портрета очень разнообразен: камерный, женский, детский, групповой,  многие старинные картины начала XVIII века принадлежат жанру парадного портрета. Именно он был наиболее распространен. Его популярность обусловлена влиянием приглашенных к императорскому двору иностранных живописцев. К задачам парадного портрета относились демонстрация величия сана и значительности персонажа. Это были портреты императоров и императриц, придворных вельмож. В таких портретах существенную роль играл фон, аксессуары и предметы окружающей обстановки, они были призваны демонстрировать сословное положение персонажа, его  заслуги перед государством. Каждая деталь парадного портрета имела символическое значение. К вариантам его  принадлежала не только полная форма портрета, но и поясной, а также поколенный портрет с регалиями. Несмотря на кажущееся изобилие картин — сегодня такие портреты довольно редки на рынке антиквариата.

Парадный портрет

Мастером парадного портрета был Дмитрий Григорьевич Левицкий. Ученик одного из первых замечательных русских портретистов Антропова, Левицкий внес большой вклад в развитие русской живописи. Расцвет творчества Дмитрия Григорьевича приходился на середину 18 века, когда идеалы эпохи Просвещения  повлияли на особенности парадного портрета.   На смену стремления к изображению, прежде всего, социального статуса модели пришла глубина разработки характера и внутреннего мира. Например, портрет Александра Филипповича Кокоринова — талантливого архитектора и первого директора Академии художеств. Композиция старинной картины вполне соответствует сложившейся схеме парадного портрета. В центре – фигура Кокоринова, его окружают аксессуары, несущие значительную смысловую нагрузку: бюро на котором расположены книги, чертежи на них можно узнать  здание Академии художеств, деловые бумаги.  Александр Филиппович одет в мундир светло-коричневого цвета с золотыми позументами. Тщательно выписаны тончайшие кружева жабо и манжет, костюм дополняют высокий  галстук, шпага. Лицо изображаемого на портрете вельможи спокойно, на губах легкая улыбка, ощущается достоинство, живая энергия и внутренняя собранность Кокоринова. Очевидно – на портрете изображен видный государственный деятель и деятель культуры, один из авторов проекта замечательного здания Академии художеств. Но под маской величавости и светской любезности можно заметить нечто совсем иное, например, грустное и усталое выражение глаз.  Дело в том, что Александр Филиппович считался «белой вороной». Человек, обладавший высочайшим уровнем образования и широтой взглядов, Кокоринов добился высокого положения своим трудом, он не принадлежал к кругу русской аристократии и был сторонником развития русской живописи, много делал для поддержки русских талантов и это в среде, где ценилось, прежде всего, все французское. Так, в парадном портрете, выдержанном вполне в соответствии с этим стилем, можно увидеть и узнать гораздо больше, чем просто изображение успешного вельможи.

История русской портретной живописи. Русский портрет XVIII века — продолжение

Теги:, ,