Кузнецовский фарфор. Часть 1

Кузнецовский фарфор

Кузнецовский фарфор

Старинный фарфор Кузнецова

Собирателям антикварного фарфора наверняка известно имя промышленника Матвея Сидоровича Кузнецова, крупнейшего российского поставщика фарфоровых изделий на рубеже 19 — 20 веков. Этот незаурядный предприниматель продолжил семейное дело, значительно расширив производство и повысив его уровень. Две трети продукции всего фарфора страны выпускалось предприятиями Кузнецова. Его заводы производили сравнительно недорогие изделия из фарфора и фаянса, среди российских покупателей преобладали крестьяне, отдающие предпочтение неброскому и дешёвому товару, и городские жители, выбирающие недорогую посуду, сходную по стилю с дорогой «элитной».

Особенности производства и стиля

Среди изделий, выпускаемых заводами Кузнецова, было много предметов в «восточном» стиле или восточного происхождения. Основные производители такого фарфора — гжельский и бывший гарднеровский заводы. Наряду с традиционными чашками и чайниками, украшенными «восточным» орнаментом, в ассортименте имелись также блюда для плова, пиалы, кальяны и другие подобные предметы. Мастерами заводов была освоена «кашгарская печать», что дало кузнецовскому фарфору возможность успешно конкурировать на восточных рынках — в Монголии, Афганистане, Персии и других странах Азии, вытеснив английскую и французскую продукцию. Такую посуду иногда можно встретить в коллекциях старинного фарфора и в наши дни.

Гжельская традиция росписи посуды — крупный розан (иногда — мелкие цветочки), выполненные кобальтом, была перенята дулёвскими живописцами. В отличие от гжельского, дулёвский розан исполнен в розово-пурпурном цвете. Среди материц, расписывающих посуду, было распространено имя Агафья, по которому были названы и рисунки — яркие, живые, наивные и трогательные «агашки». Позднее появился так называемый «трактирный» стиль, как разновидность «агашек», своей декоративностью похожий на яркую игрушку.

Дулёвский завод был самым крупным предприятием Кузнецова. Выпускаемая здесь продукция славилась по всей Европе, будучи одной из лучших. И это не случайно, ведь при производстве изделий использовалось сырьё только высшего качества, подвергаемое особой обработке. За год «летования» — хранения в подвалах специального цеха — глина приобретала большую пластичность. Кроме того, для производства фарфора использовался только торф, добытый до 20 июня, высушенный до необходимой влажности. Другое топливо считалось непригодным. И, разумеется, нельзя не отметить талант и профессионализм трудившихся на кузнецовских заводах мастеров, благодаря которым на свет появлялись прекрасные образцы фарфорового искусства.

Кузнецовский фарфор. Часть 2

Теги:,