Кузнецовский фарфор. Часть 2

Кузнецовский фарфор

Кузнецовский фарфор

Старинный кузнецовский фарфор

Матвей Сидорович внимательно следил за развитием фарфорового производства в мире и незамедлительно внедрял новшества на своих предприятиях. К примеру, когда в западноевропейских странах появилась мода украшать фарфоровые изделия переводными рисунками, имитирующими ручную роспись (декалькомания), в Дулёво было налажено собственное производство девятисот видов деколей. Среди рисунков преобладали мотивы росписей первой половины девятнадцатого века — цветочные букеты, жанровые сюжеты, пейзажи в золотом обрамлении. Из-за недостаточной яркости красок деколь требовала ручной доработки. По надглазурной росписи с помощью аэрографа художники наносили на изделие цветной фон, на который затем наклеивались деколи в нежных, неброских тонах — розовых, жёлтых, сиреневых, голубых. Когда появились машины для формовки толстостенных чашек, выпущенные французской фирмой «Фор» в 1910 году, они были немедленно приобретены Кузнецовым и установлены сначала в Дулёво, позднее — в Гжели. Сегодня старинный фарфор кузнецовского производства — редкость на рынке антиквариата.

Не обходил вниманием Матвей Сидорович такой важный вопрос, как изучение спроса. При разработке на его предприятиях новых узоров, росписей всегда учитывались вкусы и предпочтения представителей определённых сословий, а также не упускалось из виду эмоциональное воздействие цвета. Для работы приглашались известные русские художники-живописцы, в частности, М.А. Врубель, работая на заводе Кузнецова, написал эскиз для росписи декоративного блюда на тему «Садко».

Фарфор Кузнецова. Немного истории

Основатель фарфорового дела — прадед Матвея Сидоровича, деревенский кузнец Яков Васильевич Кузнецов, в 1810 году построил маленький заводик, который через два года возглавил его сын. В 1832 году Терентий Яковлевич основал завод в Дулёво, в 1851 — арендовал, а позднее стал хозяином производства А.Г. Сафонова в селе Коротково. В свою очередь, его сын Сидор в 1843 году открыл рижский фарфорово-фаянсовый завод, кроме посуды занимающийся выпуском полуфаянсовых изделий и телефонных и телеграфных изоляторов. Сидор Терентьевич также закрыл завод в Коротково, переведя мастеров в Дулёво.

Матвей Сидрович Кузнецов стал хозяином фарфорового производства в 1864 году, в возрасте 18 лет. Ко второй половине 19 века он, владея 18 предприятиями, сделался крупнейшим производителем изделий из фарфора и фаянса. За годы руководства семейным делом Матвей Сидорович приобрёл завод Ауэрбаха в селе Кузнецово (Конаково) Тверской губернии (1870), учредил «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», правление которого располагалось в Москве (1889), а также лучшее в России по тем временам предприятие по производству фарфора — завод Гарднера (1892). Пытался Матвей Сидорович составить конкуренцию Императорскому фарфоровому заводу, пригласив петербургских мастеров. Но строгость классики и вольность народной росписи оказались несоединимы, оба стиля развивались независимо друг от друга, и находили покупателя.

На антикварных фарфоровых статуэтках, посуде и других изделиях кузнецовских заводов можно увидеть клейма с изображением Государственного герба Российской Империи. Такое право Кузнецов получил после участия в двух выставках — Московской политехнической (1872) и промышленной в Нижнем Новгороде. Его заводы пользовались мировой славой, о чём свидетельствуют золотые медали, полученные на различных выставках в период с 1889 по 1905 годы. Старинный кузнецовский фарфор широко известен за пределами России, являясь примером сочетания технического мастерства и традиций русского фарфора.

Кузнецовский фарфор. Часть 1

Теги:,