Живопись Натальи Гончаровой

Биография и живопись Натальи Гончаровой

Живопись Натальи Гончаровой сегодня высоко ценится.

Но известно несколько ипостасей этой удивительной женщины и Художника. Она не только рисовала авангардные картины и занималась графическим дизайном. Художница иллюстрировала книги и создавала театральные эскизы для знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Это практически единственная женщина в среде русских художников-авангардистов начала ХХ века. Помимо живописи, Гончарова увлекалась сценографией и достигла на этом поприще значительных успехов. В 1915 году художница переехала в Париж. Любители искусства со всего мира стремятся купить живопись Натальи Гончаровой. Ее творчество тяготеет к примитивизму. Для картин самобытной художницы характерны яркие цвета, фольклорная подача и невероятная выразительность.

Наталья Сергеевна Гончарова, старинная антикварная живопись и картины

Наталья Сергеевна Гончарова

Наталия Сергеевна Гончарова появилась на свет 2 июля 1881 года в селе Нагаево, что возле Тулы. Родственница жены Пушкина Натальи Гончаровой (двоюродная правнучка). В 1901 году девушка начинает учиться на скульптора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Сергея Волнухина и Павла Трубецкого, но понимает, что это не ее, и меняет направление, начав посещать курсы живописи Константина Коровина. Она покидает учебное заведение, однако продолжает общение со своим наставником до 1909 года. Вдохновение молодая художница черпала, по собственному признанию, у французов. Она выходит замуж за своего соратника по духу Михаила Ларионова. Их жизненные цели и взгляды на мир искусства совпадают. Однако Наталия не является тенью мужа-художника, она и сама яркая индивидуальность.

1907-1911 гг. – период примитивизма в творчестве Гончаровой. Ее интересуют стародавние традиции, иконопись, лубок. Она перерабатывает идеи народного искусства через религиозную призму, в результате чего появляются несколько художественных циклов, представляющих интерес не только для искусствоведов, но и для любителей старинных картин. Это ансамбль «Евангелисты», состоящий из четырех картин, написанных маслом. Сейчас они хранятся в Русском музее. Широкую известность приобрели также серии «Сбор винограда» и «Жатва». Каждый цикл состоит из девяти картин. Эти работы тесно сопряжены с христианством, в серии «Жатва» особенно сильны апокалиптические настроения, связанные с концом мира и расплатой. В работах «Птица-Феникс» и «Ангелы, мечущие камни на город» тревога достигает своего апофеоза. Обе картины находятся в Третьяковской галерее.

Творческий путь Гончаровой

Картины Наталии Гончаровой можно отнести к неопримитивизму. Их особенностями являются пластическая выразительность и декоративность. Линии и формы создают динамический узор, отличающейся фирменной контрастностью. Гончарова избегала эффекта объема и глубины, предпочитая графические приемы. Ее связь с декоративно-прикладным искусством оставалась нерушимой всю жизнь. Уникальные работы Гончаровой превратились сегодня в антиквариат.

Н. Гончарова. Евангелисты Старинная антикварная живопись и картины

Наталья Гончарова. Евангелисты

В 1910 году художница открывает для себя кубизм и футуризм, отдельные фрагменты которых вошли в ее творчество. Следствием этих экспериментов явился «Аэроплан над поездом» (1913). В данный момент эта картина находится в Казани в Музее изобразительных искусств республики Татарстан. Затем Гончарова обратилась к лучизму, основателем которого стал ее супруг. В ее понимании лучизм приобрел вещественную форму, воплощаясь в структурах, призванных отразить окружающую среду. Примером этих художественных поисков служит картина «Лучистское построение» (1913). Сегодня полотно входит в собрание немецкой Государственной галереи Штутгарта. В этой же технике выполнен «Лес» (1913), который хранится в собрании Тиссен-Борнемиса в Швейцарии. В графических работах этого периода художница использовала и лучизм, и кубофутуризм. Симбиоз этих двух течений проявляется в иллюстрациях к футуристическим книгам Крученых и Хлебникова «Мирсконца», «Игра в аду», «Взорваль», «Пустынники».

В 1904 году проходит первая выставка Наталии Гончаровой. В 1906 она становится участницей Русского отдела в Осеннем Салоне (Париж). В 1910 году Ларионов и его жена вносят свой вклад в образование художественной организации «Бубновый валет». В 1911 году Гончарова входит в общество «Ослиный хвост», в 1913 участвует в обществе «Мишень». Ее работы появляются на английских и французских выставках, а также на немецком «Синем всаднике» (1912).

В 1914 году Дягилев заказывает художнице эскизы декораций к спектаклю «Золотой петушок» Римского-Корсакова. Театральная премьера успешно прошла в Париже. В следующем году, получив постоянную работу в театре, Гончарова вместе с мужем уехала из Москвы. Они решают остаться в Париже навсегда. Однако французское гражданство художница получила лишь в 1939 году.

Во Франции главным интересом Гончаровой становится театр. До самой кончины Дягилева в 1929 году Наталия разрабатывала декорации и костюмы для его спектаклей. В числе ее работ значатся такие проекты, как «Испания» Мориса Равеля (1916), «Ночь на Лысой горе» Мусоргского (1923), «Жар-птица» Стравинского (1926) и так далее. В 20-х годах она много рисовала, занималась оформлением книг и театральных постановок. В 50-х она создала серию натюрмортов и «космических» картин. 17 октября 1962 года Наталья Гончарова умерла в Париже.

В 60-х о творчестве русских художников-авангардистов снова вспомнили. Выставки Ларионова и Гончаровой прошли во всем мире. Произведения художницы широко представлены в мировых культурных фондах и пользуются неизменным спросом на рынке антиквариата и в среде коллекционеров.

Теги:, , , ,