Подделка старинной мебели — часть 2

Подделка мебели и искусствоведческая экспертиза

старинная мебель Pietro Piffetti

старинная мебель Pietro Piffetti

На первом этапе выявляются стилистические особенности предмета, которые обнаруживаются при проведении искусствоведческой экспертизы. При этом рекомендуется учесть тот факт, что толковый имитатор «старины» при создании подделки возьмёт за основу самые характерные стилистические особенности. В то же время любое отклонение от привычной схемы является признаком фальсификации.
Попытку имитации стилистических признаков подлинной вещи, некоторую искусственность можно обнаружить при визуальном осмотре исследуемого предмета. Сравнивая две детали, она из которых подлинная, а другая — результат реставрации, можно увидеть разницу, например, скованность и «сухость» декоративной резьбы. Здесь можно допустить не стремление подделать антиквариат, а желание реставратора дополнить утраченные элементы без попытки скрыть этот факт. Тем не менее, известно, что большинству копий свойственна скованность и потеря творческой свободы — именно это и выдаёт копию (или подделку!)

Стилистический анализ и «групповые подделки»

Грубость работы также может свидетельствовать о поддельности данного предмета мебели, однако есть нюанс: мебель в те времена изготавливалась с различным качеством, то есть грубость исполнения в некоторых случаях указывает на провинциальное происхождение образца, а не на фальсификацию.
Стилистический анализ может также выявить так называемые «групповые подделки». Суть в том, чтобы опознать руку одного мастера-фальсификатора при рассмотрении предметов, на первый взгляд, различного происхождения. К примеру, разбирается несколько подлинных старинных стульев, столов, кресел и т.п. на составляющие, изготавливаются новые детали — и всё соединяется, образуя целый набор «антикварной» мебели.

В другом случае старый каркас покрывают новым шпоном, а на последний наносится специально приготовленный «под старину» шеллачный лак. Бывает, в новые дверные рамки вставляются резные филенки, или один «старинный» шкаф собирался из нескольких подлинных.
Подобные фальсификации выполняются посредством ручного труда, что затрудняет определение поддельных предметов мебели, в которых мастерски исполнено соединение новых элементов со старыми. Однако, распознать почерк одного фальсификатора опытному специалисту под силу. Изделия, выполненные «по мотивам» какого-либо подлинного предмета мебели, оказавшегося на реставрации, также относятся к групповым подделкам, и существуют способы доказать их более позднее происхождение.
Нередко рассмотренные выше способы решения задачи определения подделок однозначного окончательного ответа на поставленный вопрос получить не позволяют.
Порой следует довериться интуиции эксперта, его персональному авторитету и честности. Интуитивный подход к распознаванию фальшивок обусловлен наличием у специалиста огромного опыта «общения» с антикварной мебелью, приличным багажом знаний по истории прикладного искусства. Однако, вероятность ошибки исключить нельзя.

На взгляд профессионала — проверка подлинности

Подлинная антикварная мебель

Подлинная антикварная мебель

Профессиональный реставратор, в дополнение к рассмотренным выше способам может, основываясь на своём опыте работы со старинной мебелью, предложить и другие. В работе музейного реставратора происходит постоянное ознакомление с антикварной мебелью разного происхождения, что способствует усвоению им особенностей стиля и даёт большое преимущество.
В процессе визуального осмотра антикварной старинной мебели профессионалом имеют значение его первые впечатления. Эксперту нетрудно обнаружить так называемый «налёт времени», присущий любой старинной вещи, в том числе и предметам мебели. Эти признаки старения тем более заметны для специалиста, чем более ранней эпохе принадлежит предмет, но фальсификатор может оставить их без внимания. О подлинности вещи можно судить по цветовому состоянию древесины, которая неминуемо стареет, даже если лаковое покрытие сохраняется хорошо. Под воздействием различных факторов, основным из которых является солнечные свет, древесина темнеет. Первоначальный или наиболее приближенный к нему цвет может быть установлен при осмотре мест, закрытых деревянной резьбой или бронзовыми украшениями.

Многое можно понять, изучив лаковое покрытие исследуемого образца. Шеллачная политура, которой покрывалось большинство деревянных предметов мебели, оттеняет глубину и переливчатость древесных волокон, придаёт поверхности шелковистый блеск. Отличить старинное шеллачное покрытие от современного лака для реставратора проблемы не составит. Фальсификатор может мастерски собрать какой-либо предмет, например, столик в технике наборного дерева. Автор книги «Среди коллекционеров» И.В. Лазаревский ещё в 1917 году рекомендовал проверять подлинность такой мебели с помощью сильной электрической лампы и горячей суконки. Протерев проверяемую поверхность несколько раз, нужно максимально приблизить свет к дереву. Если между кусочками наборного дерева станут видны едва заметные каналы — перед вами, очевидно, подделка. Также подделка может обнаружиться в скреплении кусочков — в старину набор был только резной, а в подделках он скреплён снаружи.

Признаки подделки

На то, что перед вами — подделка указывают такие признаки, как аккуратно выполненная задняя стенка, гладкость внутренней поверхности мебели, шпон фанеровки тоньше 1 мм, наличие новых крепёжных винтов и замков. Если обратить внимание на выдвижные ящики — о подделке можно судить по прямым зубцам, в отличие от подлинных — в форме «ласточкин хвост», а также по неприкрытой фальцовке углов. Реставратор в состоянии заметить дополнительные резные украшения, выполненные с применением современных технологий. От его глаза не укроется имитация одного дерева другим: чёрного — протравленной анилином яблоней или грушей, палисандровое — протравленным бихроматом дубом или орехом. Поддельные детали могут быть изготовлены из нового дерева, специально положенного на складе, заражённом жучком — для имитации червоточины, либо из старых, не подлежащих ремонту вещей, к примеру, роялей.
Нелегко подделать старинную бронзу, которой нередко украшена старинная мебель. Для оценки возраста бронзового украшения достаточно провести по нему пальцем — «новодел» не даст того ощущения бархатистости и тонкости линий, которыми обладает старинная бронза. Антикварную мебель можно также проверить по фурнитуре. Известно, что в старину шурупы и гвозди изготавливались вручную. Безупречно выполненные, без соответствующих времени специфических следов, оставшихся на них в процессе изготовления, гвозди, шурупы, любой другой крепёжный материал, будут свидетельствовать о фальсификации.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о целесообразности приобретения старинных вещей в плохом состоянии (уж они-то наверняка подлинны!), и, обратившись к хорошему реставратору (например, музейному) превратить их в настоящую коллекцию антикварной мебели.

Теги:, , , , , , ,