Подделка старинной мебели — часть 1

Подделка старинной мебели: как распознать фальшивку

Антикварная мебель Henri-Auguste Fourdinois

Антикварная мебель Henri-Auguste Fourdinois

Коллекционеру старинной мебели на заметку: как определяют подделку.

Период расцвета российского мебельного дела приходится на конец 18 — начало 19 веков. В это время было изготовлено немало настоящих памятников мебельного искусства. Эти предметы, сработанные в основном из красного, палисандрвого и тикового дерева, иногда из дуба, ореха или карельской берёзы, говорят о незаурядном таланте и художественном вкусе своих создателей. Именно они прежде всего интересуют коллекционеров старинной мебели, популярность которой возрастает из года в год. Известно, что повышенный спрос на какой-либо редкий предмет, а антикварная мебель весьма редка и настолько же — дорога, неизбежно приводит к появлению на рынке многочисленных фальшивок и подделок.

Антикварная мебель: осторожно, подделка!

Торговля антиквариатом, в том числе и старинной мебелью — распространённое и весьма прибыльное в наше время занятие. Цены, как правило, устанавливаются аукционными домами, которых в России всего два — в Москве и в Санкт-Петербурге.

Московский «Гелос» занимается в основном продажей предметов коллекционирования, таких как монеты, ордена, марки и т. п., а питерский «Конрос» — антиквариата. Последнее считается более перспективным направлением, нежели коллекционное, поскольку старинные вещи интересуют не только коллекционеров, и круг покупателей будет шире. Предметы, выставляемые на торги в аукционном доме, подвергаются тщательной экспертизе, они описываются в каталогах. Таким образом, можно обрести некоторую уверенность в том, что антикварная мебель, приобретённая на аукционе — не подделка.

Однако, большая часть «древностей», и антикварная мебель не является исключением, приобретается не на аукционах, а в специализированных магазинах, через посредников и на «блошиных» рынках. В одном только Санкт-Петербурге насчитывается примерно сотня антикварных салонов и магазинов, и количество это увеличивается вместе с ценами на предметы старины. В результате старинная мебель, предлагаемая антикварными салонами, недоступна для многих желающих из-за дороговизны. И эти желающие готовы купить вещи худшего качества, или сомнительного происхождения. Даже музейные коллекции не застрахованы от попадания в них подделки или фальшивки.

Увеличение спроса на старинную мебель порождает немыслимое количество фальшивок и подделок, появляющихся даже в салонах и магазинах, не говоря уже об иных местах продажи антиквариата. Ведь многие попросту не задумываются о том, что антикварная мебель, изготовленная вручную, с приложением кропотливого труда и при отсутствии современных технологий, просто физически не могла быть сделана в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей всех современных собирателей! А если задаться вопросом её сохранности — нельзя не вспомнить тот факт, что в начале — середине двадцатого века многие вещи были уничтожены. Октябрьская революция, Отечественная война — в это время не щадили ничего.

Достойный выбор предоставляют антикварные магазины Питера, Москвы и других городов нашей необъятной Родины. Но, к сожалению, при ближайшем рассмотрении, многие из этих обладающих превосходным качеством предметов мебели — всего лишь мастерски сработанные новоделы.  Неудивительно, ведь этой фальсификацией занимаются специально созданные мастерские, грозящие перерасти в целую отрасль. К процессу изготовления поддельного антиквариата мошенники подходят тщательно, приглашают хороших мастеров мебельного дела, а также  рисовальщиков и архитекторов — для подготовки чертежей, исходя из точного обмера оригинала. Такие «старинные» предметы мебели отличаются очень хорошим качеством и на вид почти неотличимы от подлинников.

Проблема отличия подлинной антикварной мебели от подделки под старинную мебель

В течение последних десятилетий состав коллекций в музеях подвергается довольно тщательным проверкам, и экспонаты, вызывающие сомнения в своём происхождении, в экспозицию не попадают. Пристальному изучению и глубочайшему анализу со стороны как музейных экспертов, так и других знатоков мебельного дела, подвергаются не только сами подделки или фальшивки, но и техники их исполнения, разновидности, причины и время их появления. Среди музейных сотрудников проблему отличия подлинника от подделки решают научные сотрудники, реставраторы и хранители фонда мебели.

Увы, специальная литература, которой могут располагать специалисты, не даёт исчерпывающего ответа на вопрос, как распознать подделку, не приводит конкретных рекомендаций по обнаружению фальшивок и вообще не придаёт данной проблеме достаточного значения. Тем не менее, задача эта важна, и её решение требует обоснованного подхода. Для различения подлинника и подделки следует учесть следующие факторы:

  1. время и место производства;
  2. авторский стиль;
  3. материалы, из которых изготовлена мебель;
  4. особенности конструкции;
  5. техника исполнения;
  6. декор мебели;
  7. способы производства древесины, её художественная обработка.

Все указанные факторы взаимосвязаны, их нельзя рассматривать по отдельности. Многофункциональность задачи определения подлинности антикварной мебели требует их комплексного учёта.
О конкретных этапах экспертизы речь пойдет в следующей части материала.

Теги:, , , ,