Портретная живопись XIXв в России

Девушка, освещенная солнцем

Девушка, освещенная солнцем

Русская портретная живопись XIX в

XIX в. известен как золотой век для русского искусства. Именно в это время были созданы самые значительные произведения. До сих пор на международном рынке антиквариата особенно хорошо торгуются старинные картины XIX в., написанные русскими живописцами. В XVIII –первой половине XIX вв. художники рисовали преимущественно портреты. Эти работы вошли в ведущие экспозиции многих музеев, в то время как в личных собраниях они достаточно редки, но все же попадаются. В марте 2012 года состоялся 32 московский антикварный салон, где можно было увидеть выставку, посвященную портретной живописи России XVIII – первой половины XIX в. При этом картины (масло, акварель) были предоставлены коллекционером В.Н. Набоковым-Алексеевым. Изучив эти работы, можно отметить, что на старинную живопись того периода оказали влияния три стиля, возникшие в XIX в.: романтизм, реализм и развивающийся модерн. В настоящее время картины русских живописцев этого периода нередко можно встретить в петербургских магазинах антиквариата.

Выдающиеся художники XIX в

Кипренский. Автопортрет.

Кипренский. Автопортрет.

Характерным представителем русской романтической живописи является Орест Кипренский. Среди других значительных живописцев этого периода можно отметить Карла Брюллова, Василия Тропинина, Александра Варнека. То, что эти художники работали в одном направлении, не означает, что их произведения были похожи. Портреты Александра Сергеевича Пушкина, поочередно написанные Кипренским и Тропининым в романтическом ключе, существенно отличаются. Искусствоведы, сравнивая эти старинные картины, обнаруживают в них кардинальные различия. Так, Тропинин поместил поэта в уютную домашнюю обстановку. Современники узнавали в этом портрете настоящего Пушкина, каким он был в частной жизни. В отличие от расслабленной атмосферы тропининского портрета, Кипренский изображает Пушкина в героической манере. Здесь Пушкин выступает гласом народа, это смятенная душа, стремящаяся к высоким идеалам. Руки поэта перекрещены на груди, как у Наполеона, на плечо спущен шотландский плащ, напоминающий о Байроне. Столь разные портреты служат наглядным примером двух направлений романтической живописи: «героического» и «лирического». Реалистические портреты были не так распространены, их создавали художники-передвижники. Подобный антиквариат сейчас встречается редко, даже в больших салонах и на аукционах.
Особенности русского портрета XIX в.

Работы Ильи Репина, Ивана Крамского, Василия Перова, Николая Ярошенко и Николая Ге называют шедеврами. На их портретах изображены не только дворяне, но и интеллигенты, а также выходцы из народа. Существовал и портрет-тип, когда персонажами картины становились не только реальные люди, принадлежащие к определенным кругам, но и обобщенные образы, несущие в себе нравственные идеи художника. Сегодня считается, что старинные картины Валентина Серова находятся на стыке между реализмом и тенденциями модерна. Этого живописца считают одним из лучших мастеров конца XIX в. Люди, знавшие его лично, ценили его картины за гуманизм, глубокий анализ, психологизм. Серов сочетал в себе множество ипостасей. Он мог рисовать как лиричные, так и почти сатирические картины. То он придерживался традиций живописи, то искал новые выразительные средства. Заказать портрет у Серова было престижно, но рискованно, потому что он мог подметить в человеке такие личные свойства, какие заказчику хотелось бы скрыть. Эта безжалостность не помешала художнику создать несколько невероятно светлых, мягких образов, например, широко известную «Девочку с персиками», а также «Девушку, освещенную солнцем». Эти картины были созданы несколько веков назад и по праву считаются антиквариатом, но люди, изображенные на них, кажутся нам родными и близкими. Художнику удалось сделать их живыми. Поэтому портретная старинная живопись XIX в. и ценится так высоко. Выдающиеся российские живописцы сумели создать галерею запоминающихся, достоверных образов.

Теги:, , ,