Профессиональная оценка антиквариата — 2

Профессиональная экспертиза и оценка антиквариата

Методы оценки антиквариата

Оценка антиквариата

Оценка антиквариата

В отличие от прагматичных, стремящихся к математической точности, методов анализа иерархий «Гелоса» и способа оценки антиквариата  И. Жарова, А.Е. Рождественский в своей работе «Оценка произведений искусства» рассматривает ряд теоретических, философских проблем   оценки  художественных ценностей. Его точка зрения на эту  тему была выработана во время многолетней практической деятельности по определению стоимости коллекций музейных фондов.

Методология оценки антиквариата А.Е Рождественского

Труд Рождественского интересен для коллекционеров антиквариата еще и тем, что автор стремится дать четкое определение всем терминам и понятиям, связанным с оценкой антиквариата.

Согласитесь,  совсем не сложно просто купить антиквариат, но для удачных инвестиций в произведения искусства  нужно  ориентироваться в процессе ценообразования на антикварном рынке.

Автор, анализируя принципы оценки произведений  искусства, так же, как  И.Жаров и специалисты Аукционного Дома  «Гелос» считает необходимым создание по возможности точной математической формулы для определения стоимости объекта. Но Рождественский обращает внимание на то, что формула — всего лишь форма и она не избавляет от субъективности  при оценке произведения искусства.

Поэтому одним из основных принципов он считает необходимость максимальной отстраненности эксперта от оцениваемого произведения искусства, причем это не этический принцип, а необходимое требование для соблюдения правильной технологической цепочки при оценке художественных ценностей.

А.Е.Рождественский в своей работе подчеркивает на  интересный момент,  присутствие которого иногда остается не замеченным. Он заключается в том, что при посещении арт-аукциона или антикварного магазина  коллекционер покупает не саму прибыль, а ожидание прибыли. Действительно, инвестируя средства в произведение искусства, естественно ожидать прибыли от вложения капитала. Но возможно ли прогнозировать ценообразование в таком калейдоскопе цен и разнообразии тенденций ценообразования на аукционах антиквариата? Чтобы разобраться в этой проблеме, автор книги «Оценка произведений искусства» старается дать представление о конструкции устройства рынка антиквариата. Для этого он выделяет три группы произведений искусства.

Оценка антиквариата — классификация

  • - К первой группе относятся те редчайшие творения человеческих рук, совершенство и уникальность которых  вообще выводит их за рамки рыночной  оценки. Со временем, конечно, в случае их физической сохранности, стоимость таких произведений искусства только возрастает, причем, на ценность их не влияют ни катаклизмы, ни социальные потрясения. Эксперты считают, что  любые скачки индексов приводят  только к росту цен на антиквариат первой группы.
  • - Вторая группа произведений искусства  со временем также не теряет  стоимости, она может даже возрастать. Но гарантировать их неизменно высокую цену при социальных и рыночных катаклизмах уже нельзя, она может, как сохраниться, так и стать значительно меньше.
  • - Произведения искусства третьей группы при стабильной ситуации сохраняют стоимость и могут спасти  финансы от инфляции. Но вот при разнообразных «катаклизмах» в лучшем случае сохраняют стоимость, а в худшем — теряют её.

Такое разделение Рождественский считает необходимым, поскольку при оценке антиквариата необходимо учитывать и его «нематериальную» составляющую. Особое внимание стоит обратить на предлагаемые автором материальные и нематериальные параметры  произведения искусства, определяющие его рыночную стоимость.

Но автор подчеркивает, что все правила и параметры оценки антиквариата тогда имеют значение, когда есть полная уверенность в его оригинальности, проблема фальсификаций и подделок, к сожалению, сейчас очень актуальна. Поэтому одна из глав его работы посвящена темам идентификации и подлинности произведения искусства.

Интересно отметить, что методология оценки произведений искусства и разработанная на её основе конкретная методика Рождественского была опробована автором при работе по оценке коллекции музея «Русского авангарда», живописи западноевропейских художников средневековья из собрания Лувра, отдельных произведений представителей русского академизма и реализма XIX — XX веков и многих других собраний художественных ценностей.

Методики оценки антиквариата :  присутствие субъективного фактора остается актуальным

Оценка антиквариата

Оценка антиквариата

В заключении представляем вашему вниманию сравнительную таблицу  ведущих методов оценки антиквариата, демонстрирующую степень расхождения в оценке одного произведения искусства разными экспертами. Эта таблица была опубликована на страницах ноябрьского номера 2012 года журнала «Антиквар».

Автор разработки В. Индутный М. Тамойкин,Д. Тамойкин В. Архипов И. Жаров
Разница (в %) между минимальным и максимальным значением стоимости одного предмета оценки, определённая разными оценщиками в результате расчётов в рамках одной авторской разработки (арифметическая ошибка при проверке расчётов исключена) 100–300 70–120 40–80 200–550

Как следует из этой таблицы, субъективность и индивидуальность  эксперта остается одним из определяющих факторов  при оценке антиквариата. Наименьшую разницу при минимальной и максимальной оценке одного произведения искусства разными оценщиками дает метод Архипова, но, к сожалению, описания этого метода в Интернете найти не удалось.

Теги:, , , ,