Старая бронза от австрийских мастеров

Венская старая бронза

Венская старая бронза

Отдельный сегмент отечественного рынка антикварных скульптур составляет т.н. «венская бронза», о которой следует поговорить подробнее. Наибольшей популярностью пользуется «венская миниатюра», мелкая пластика из латуни — ярко разукрашенные и невероятно занимательные с сюжетной точки зрения фигурки людей, животных, птиц, растений, насекомых и, конечно же, эпатажные эротические скульптуры, чрезвычайно популярные среди коллекционеров. Однако, «визитной карточкой» венских мастеров считается старинная бронза и предметы прикладного искусства, созданные из полихромно платинированной, а затем раскрашенной латуни. Несмотря на бешеную популярность венской бронзы, в истории не сохранились имена крупных коллекционеров, специализировавшихся на собирании предметов именно этого рода.

Коллекции антикварной бронзы

Сохранились лишь косвенные свидетельства в пользу того, что Максим Горький (1868-1936), всем известный писатель, и Дмитрий Покрасс (1899-1978), популярный композитор-песенник и народный артист советского периода, собирали миниатюры анималистического жанра. В качестве примера западного коллекционера старой бронзы, как правило, приводят знаменитого писателя Эрнеста Хемингуэя (1899-1961), иногда упоминается и английская королева Виктория (1819-1901), однако, сохранившиеся упоминания о её увлечении антиквариатом и мелкой пластикой крайне туманны и не заслуживают особого доверия. Тот факт, что венская бронза привлекала внимание творческих людей, указывает на то, что этот тип пластики удовлетворяет самому тонкому и взыскательному вкусу, соответствует высочайшим эстетическим стандартам. При этом изделия венских мастеров отличаются отменным качеством литья и чеканки.

Предлагаем Вашему вниманию новый товар из нашего каталога — уникальная визитница из Вены:

Венская старая бронза

Любопытно, что само понятие «венская бронза», которое активно используется профессиональными искусствоведами, коллекционерами, сотрудниками антикварных магазинов по неизвестным причинам не вошло ни в один из справочников и словарей, посвященных антиквариату. Поэтому на сегодняшний день не существует одного централизованного источника знаний по всем изделиям австрийских скульпторов. Из-за этого возникает масса вопросов, связанных с изучением и датировкой предметов, исследованием истории развитии венских художественных мануфактур, расшифровке клейм мастеров. При этом совершенно очевидно, что, на сегодняшний день, венская антикварная бронза составляет отдельный сегмент рынка. Существуют крупные коллекционеры, которые специализируются как на фигурках животных или людей, так и на эротических скульптурах из бронзы. Некоторые коллекции насчитывают до 100-150 изделий. Крупные собиратели скрупулезно отбирают антикварную бронзу, попадающую в их коллекции, отдают предпочтение эксклюзивным изделиям с клеймом мастера. В Москве сейчас собрано уже две таких коллекции. Люди, собравшие такие солидные коллекции, пожелали остаться неназванными, однако, в среде собирателей мелкой пластики они хорошо известны. Если вы интересуетесь действительно предметами старины, рано или поздно, вы получите всю необходимую информацию о коллекциях и их валдельцах. Однако, спрос на старинную бронзу из Вены высок не только среди профессионалов, но и среди рядовых потребителей. Яркие изделия из латуни часто преподносятся в подарок (чаще всего на день рождения или юбилей дарят работы фирмы «Берман и Бергман»). И все-таки, полноценная культура собирательства старой бронзы до сих пор не сложилась. На это имеются свои причины, тесно связанные с историей развития антикварного рынка в России.

Венская антикварная бронза

Венская антикварная бронза

Отечественный рынок старинной бронзы

Развитие отечественного рынка венской бронзы во многом повторяет тенденции, присущие истории русской истории коллекционирования вообще с некоторыми существенными нюансами. После революции 1917 года коллекционирование предметов старины стало прерогативой очень узкого круга людей, политико-экономической элиты тогдашнего общества. Послереволюционные годы характеризуются резким сужением круга интересов собирателей (в то время собирали преимущественно живопись, иконы, фарфор, редкие книги и столовое серебро), однако основной принцип коллекционирования остался неизменным – поиск самых ценных не только в художественном, но и в материальном смысле предметов старины и произведений искусства. С течением времени активность на отечественном рынке старой бронзы  медленно снижалась, да и сам рынок с ужесточением законодательства постепенно маргинализировался, уходил в подполье. Официальный рынок антиквариата был почти полностью ликвидирован в сталинские времена. Он возродился только в 1905-60-х годах в СССР. В комиссионные магазины хлынули ценные предметы старины не только русского производства, но и западного. Как уже отмечалось, большую роль в этом процессе сыграла вторая мировая война, по завершении которой солдаты советской армии привезли на родину огромное количество старой бронзы из Европы.

 

Теги:, , , ,