Виктор Попков — рыцарь печального образа эпохи соцреализма. Продолжение.

Виктор Попков - рыцарь печального образа эпохи соцреализма. Продолжение.
Виктор Попков - рыцарь печального образа эпохи соцреализма. Продолжение.

Виктор Попков — рыцарь печального образа эпохи соцреализма. Продолжение.

Творческая биография художника, продолжение

В середине 60-х годов художник окончательно отходит от стилистики официального искусства социалистического реализма. Его авторский голос, личная позиция, отношение к судьбе человека в этом мире звучит все сильнее. Попков в своих работах как — бы ведет рассказ от «первого лица». Он создает целый цикл картин, посвященных, на первый взгляд, деревенской теме. Это «Воспоминания. Вдовы», «Северная песня». Хотя женщины изображены в интерьерах сельских жилищ, уровень обобщения в этих работах значительно превосходит просто деревенскую тематику. Для Попкова все более характерным становится символизм. Так в серии «Вдовы» мы видим образы времени, образы многочисленных войн, трагедия которых воплощена в судьбах как минимум трех поколений женщин, многих из которых постигла участь вдов.

Виктор Попков экспериментирует и с поиском новых форм живописи, это видно по работам «Белая лошадь», «На севере», «Мост в Архангельске». Его работы стали относить полу в шутку полу в серьез к стилю «задумчивого символизма». Правда, в полотнах появляются и очень мрачные нотки, например «Он им не завидует, или Взгляд из могилы», современники писали, что в этой картине отразились тревожные настроения, вызванные Карибским кризисом, предчувствия возможности страшной войны. Тем не менее, в начале 60-х годов творческая судьба Попкова складывалась очень хорошо, он принял участие в выставке советского искусства в Японии, за гравюры «Пролетающие птицы» был удостоен поощрительной премии на международной выставке в Югославии. Его работы экспонировались на многих выставках за пределами СССР, публика и критика всегда отмечала незаурядный талант художника.

Новый этап творчества. Конфликт с чиновниками Союза художников

Но к середине 60-х годов ситуация стала складываться менее благополучно для живописца. Попков не изменял своей творческой позиции в угоду вкусам советской партийной элиты. В его картинах появляется религиозная тематика. Виктор Ефимович вообще очень любил русскую иконопись, кстати, он писал, что его знаменитая работа «Двое» навеяна творчеством Боттичелли и средневековой живописью. А в «Натюрмортах с лоскутным одеялом», вечное — реминисценции с картиной Джотто «Поцелуй Иуды» — соседствуют со злободневным — образом маленькой и беззащитной голубой планеты Земли и фотографией семьи Кеннеди. Такие тенденции в живописи художника не нравились руководству Союза художников. Его стали реже приглашать к участию в выставках, из-за поддержки художником Солженицина, Попков получил славу оппозиционера.

Так уж случилось, что итогом творчества Попкова стало замечательное полотно — «Хороший человек была бабка Анисья». Во время работы над этой картиной мастерскую Попкова посетил знаменитый итальянский художник Ренато Гуттузо, восхищенный картинами Попкова Гуттузо написал на стене его мастерской «Да здравствует Виктор!». Жизнь Виктора Ефимовича Попкова оборвалась внезапно и нелепо, из-за несчастного случая, в него случайно выстрелил инкассатор. Попков был талантливейшим художником. Честным, ранимым и искренним человеком. Он оставил удивительное наследие — картины, в которых есть не только черты современной ему эпохи, но и глубокие, немного печальные размышления о судьбах людей. Его картины можно встретить в галереях антиквариата Санкт-Петербурга и Москвы.

Теги:,