Виктор Попков — рыцарь печального образа эпохи соцреализма

Виктор Попков - рыцарь печального образа эпохи соцреализма

pop1Российский рынок антиквариата пережил несколько этапов развития и для каждого из этих этапов был характерен спрос на определенные направления в живописи. Если в период формирования отечественного антикварного рынка — в конце 80-х — начале 90-х годов ХХ века особой популярностью пользовался авангард, а затем стабильно фаворитами были художники XIX и начала ХХ века, то не стоит ли теперь, по прошествии почти четверти века от распада СССР вспомнить о художниках социалистического реализма? Ведь среди них были очень талантливые люди, прекрасно владевшие мастерством живописи и к тому же очень разные и по мировоззрению, и по стилю живописи. Рассмотрим, например, такого художника, как В.Е. Попков.

Особенности творчества В.Е. Попкова

Виктор Ефимович Попков принадлежит к числу художников-шестидесятников. То есть, к определенной субкультуре советской интеллигенции, у которой, по словам Булата Окуджавы, и в мыслях не было идеи изменения советского строя, их задачей было очеловечивание его. Для живописи Виктора Ефимовича характерна эта удивительная человечность шестидесятников, свой независимый от «линии коммунистической партии» взгляд на мир, на роль человека в обществе. Он был создателем «сурового стиля», в котором воплотились образы строителей «Строители Братска», женщин, лишившихся во время Великой Отечественной войны своих мужей и сыновей — полотно «Вдовы», потомков героев прошедшей войны, задумывающихся, а достойны ли они их славы — картина «Шинель отца». Виктор Попков был удостоен Государственной премии СССР за цикл произведений «Размышления о жизни», куда и входили перечисленные выше полотна. Несмотря на такую высокую оценку его творчества, Виктора Попкова трудно назвать «певцом социализма», для этого он слишком талантлив, слишком искренен, и поэтому в его работах так много печали.

Творческая биография художника

Для того, чтобы разобраться в особенностях творчества В. Попкова, обратимся к биографии художника. Он родился в Москве, в семье рабочего. Закончил МВХПУ, затем продолжил образование в Московском государственном художественном институте имени В.И.Сурикова. Талантливого студента заметили, за свои успехи он получал повышенную суриковкую, а затем и сталинскую стипендии. После окончания института Попков много путешествовал, он побывал в Братске, Иркутске, в других городах Сибири, где в 50-е-60-е годы осуществлялись крупные строительные проекты. Результатом этих поездок был ряд картин, в частности — «Братская ГЭС». Именно за эти работы он был позже удостоен неофициального звания создателя и классика «сурового стиля». Интересно, что хоть эти работы вполне соответствовали государственной идеологии, в них все равно слишком сильно звучала авторская позиция художника, может быть, и не совсем тогда им осознанная. Её можно было бы сформулировать как: «А стоят ли эти, даже пусть и высокие цели, потерь стольких лет молодой жизни полных сил и творческой энергии строителей? Может быть, просто эти строительства можно было бы правильно и рационально организовать, и тогда не нужны были бы такие сверхусилия?».

Теги:,