Владимирская икона Божией матери

vl1История Владимирской иконы Божьей Матери

Старинные иконы, наверное, самый необыкновенный вид произведений искусства. Их история всегда сопровождаются многочисленными сказаниями о сотворённых ими чудесах, и эти необычайные истории также могут представлять культурную ценность. Безусловно, это находит своё отражение и в определении стоимости икон при оценке антиквариата.

Старинные иконы могут принадлежать к различным иконографическим типам, эта статья посвящена антикварной иконе, которая относится к типу «Умиление» (Елеуса) или «Сладколобзающая» (Гликофилуса). Божья Матерь склонила голову к Сыну, и в Её лице сосредоточена вся материнская боль, которая есть в мире. Она словно прозревает всю Его будущую жизнь и все Его грядущие страдания на кресте. Автором  тонко прописаны лица, щекой к щеке Матери припал Младенец Христос.

Почитание и чудеса Владимирской иконы Божией Матери

Главная и наиболее почитаемая среди всех русских святынь — Владимирская икона Божьей Матери — один из списков с иконы Елеуса. Церковное предание гласит, что прототип старинной иконы был написан евангелистом Лукой при жизни Девы Марии, на досках от столешницы, за которой Святое семейство трапезничало. Из текста предания можно понять, что Богородица одобрила этот образ, и передала ему свою силу и благодать.

Согласно древнейшему летописному свидетельству, автором которого считается живший в первой половине шестого века византийский историк Фёдор Чтец, жена императора Феодосия II Младшего Евдокия отправила образ Богоматери святой Пульхерии, своей сестре. Во время правления Феодосия II образ был перенесён в Константинополь. Список с него Патриарх Лука Хрисоверг подарил великому князю киевскому Юрию Долгорукому в начале двенадцатого века.

На Руси почитание старинной иконы началось во времена сына Юрия Доглорукого —   великого князя Андрея Боголюбского, который в 1149 году стал удельным князем г. Вышгород, а позднее решил создать независимые от Киева владения на сервере. Так, в 1155 году Андрей Юрьевич тайно от отца покидает свой удел, направляется в Ростово-Суздальские земли и вывозит из Вышгородского Богородицкого монастыря старую икону, о которой ему рассказали невероятную историю. Дело в том, что, по свидетельствам очевидцев, она трижды сходила с места. В первый раз её увидели посреди церкви и отнесли в другое место, во второй раз икона стояла обратившись к алатарю — и её поставили в алтарь, в третий раз она вновь стояла отдельно. Андрей Юрьевич, придя в храм, увидел образ и в молитве перед ним попросил Богородицу быть заступницей людей на Ростово-Суздальской земле.

Всю дорогу князь усердно молился старинной иконе, всё больше убеждаясь в том, что сделал правильный выбор. Подтверждало правоту князя множество чудес, которые совершались образом Богоматери в дороге. А в десяти верстах от города Владимира-на Клязьме произошло главное чудо: Заступница сама явилась князю Андрею. Здесь лошади, которые везли старинную икону, вдруг встали как вкопанные. Помнняли упряжку — новые кони тоже не двигались с места. Во время долгой ночной молитвы князю явилась Богородица, велела оставить святыню во Владимире и построить там собор для неё. Для нкязя это стало знамением, что образ Богоматери должен остаться в этом городе, и что именно Владимир станет столицей его нового княжества. Так икона получила название Владимирской, и когда Андрей Юрьевич обсновался во Владимире, там по его приказу был возведён собор Успения Божией Матери, ставший церковью Владимирской иконы Божией Матери.

Теги:, , , ,