Ювелирное предприятие П.И. Оловянишникова. Часть 2

Старинное серебро ОловянишниковаСтаринное серебро Оловянишникова
Старинное серебро Сазикова

Старинное серебро Сазикова

Антикварное серебро Сазикова: расцвет

Шло время, и предприятие сменило владельца. Завод и фирменный магазин в 1887 г. присоединились к фирме Хлебникова. Таким образом, к середине XIX в. предприятие Сазикова имело превосходную репутацию и производило высококачественную продукцию, получавшую многочисленные награды (грамоты, золотые медали и даже Орден почетного легиона на всемирных выставках в Англии и Франции). И в настоящее время эксперты оценивают антикварное серебро Сазикова достаточно высоко. Пока династия Сазиковых управляла фирмой, внешнее оформление изделий менялось медленно. Основное внимание уделялось технике литья и гравировки. Когда в моду вошли многоцветные эмали, художники, работавшие на предприятии, стали активно пользоваться этой методикой. Однако они совмещали эмаль со старинными декоративными рисунками для гравировки. Вследствие этого ничего существенно не поменялось. На изделиях по-прежнему изображались цветочные комбинации и лавровые венки; они украшались изящными завитками в стиле рококо и другими орнаментами, характерными для XVIII – начала XIX вв. Специалисты, исследующие антиквариат, выделяют в продукции Сазиковых сильное влияние классицизма и рококо.

В 1851 г. в Лондоне прошла первая Всемирная выставка, где Игнатий Сазиков, наследник создателя фирмы и известный ювелир своего времени, продемонстрировал экспозицию из 19 изделий, на которых были изображены сцены из жизни простого народа. Подобные сюжеты до этого момента не появлялись в русском ювелирном искусстве. На золотых и серебряных изделиях появились отчеканенные фигуры молочницы и медведя с дрессировщиком. Основная ставка делалась на выставочный канделябр, представляющий собой группу скульптур, которые были посвящены победе на Куликовом поле. Над ними трудились скульпторы И. Витали и П. Клодт под руководством академика Ф. Солнцева. Эта работа была награждена на Всемирной выставке золотой медалью. Свежие темы, хорошие рисунки, искусное выполнение вывели продукцию Сазикова на европейский уровень. О нем заговорили за границей. Канделябр был сравним с изделиями признанных мастеров Европы. Русское предприятие в первый раз стало работать на экспорт – оно поставляло свою продукцию в Великобританию. В 1861 г. прошла выставка, на которую Сазиков отправил чернильный прибор, стилизованный под крестьянскую избу с пристройками, изобилующую деталями деревенской жизни. Пресса окрестила Сазикова русским Бенвенуто Челлини. Критики писали, что его продукция – квинтэссенция России, ведь он использовал русские идеи, модели, рисунок. Фирма Сазикова занималась не только чеканкой и литьем, но также эмалью, гравировкой, чернью, изготавливала и предметы церковного обихода.

Теги:,